Вернуться к обычному виду

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

13.08.2015

Государство традиционно оказывало финансовую поддержку сфере жилищно-коммунального хозяйства, как самому социально значимому сектору экономики. До 90-х годов прошлого столетия тарифы на жилищно-коммунальные услуги сознательно поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались государством на 80 - 90%. К концу ХХ века жилищная политика государства приобрела реформаторский характер, который заключался в минимизации его участия в происходящих в этом секторе экономики процессах. С течением времени стало очевидным, что до окончательной стабилизации в этой сфере ещё далеко, поэтому в последние годы позиция государства по ряду принципиальных вопросов изменилась, обрела более взвешенный социально-ориентированный характер.

Государство законодательно ограничивает рост размера платы граждан за коммунальные услуги, стараясь исключить случаи необоснованного повышения их стоимости путем установления предельных индексов её изменения.   Регулирование тарифов на оплату коммунальных услуг для населения можно рассматривать как дополнительную меру социальной поддержки населения. Наблюдение за изменением индексов потребительских цен (ИПЦ) в последние годы подтверждает положительную тенденцию снижения темпов роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, обусловленную участием государства в регулировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Если в 2001 году ИПЦ на жилищно-коммунальные услуги опережал ИПЦ на все потребительские товары и услуги более чем на 38,5 процентных пунктов, то в 2014 году изменение стоимости ЖКУ даже не достигло уровня изменения стоимости всех товаров и услуг.

За тот же период среднемесячная стоимость предоставленных каждому проживающему жилищно-коммунальных услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам, в Приволжском федеральном округе выросла почти пятикратно – с 324 до 1586 рублей, а установленный уровень возмещения населением Приволжского федерального округа затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг, увеличился в среднем по округу более чем на 37 процентных пунктов (с 58,5% в 2001 году до 95,9% в 2014 году).

Еще одним подтверждением социальной направленности внутренней политики современной России является то, что государство, за счет бюджетных средств оказывает определенным категориям граждан помощь в оплате жилья путем предоставления субсидий или путем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Один из основных инструментов социальной защиты населения в условиях перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг – предоставление гражданам с низкими доходами адресных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Эта мера социальной поддержки малоимущих категорий граждан применяется в нашей стране на протяжении двух десятилетий и является единственным видом социальной защиты, который применяется именно к тем слоям населения, кому поддержка государства действительно необходима.

Наряду с предоставлением субсидий финансовая поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется путем предоставления компенсационных выплат льготным категориям граждан. Категории таких граждан, порядок и условия предоставления компенсаций, а также источники финансирования расходов на их предоставление устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вступление в силу новых федеральных и региональных законов, изменение методик расчета предоставляемых компенсаций неизбежно вызывает колебания удельного веса населения, пользующегося правом на получение социальной помощи. Удельный вес населения округа, пользующегося действующими видами социальной поддержки, за период с 2001 по 2014 год сократился более чем на 12 процентных пунктов. При этом доля получателей субсидий в Приволжском федеральном округе сократилась на четверть, а число правообладателей социальной поддержки - практически в полтора раза.

Следует заметить, что с ростом жилищно-коммунальных платежей растут и социальные выплаты. Например, величина ежемесячной субсидии на семью в округе увеличилась, в сравнении с 2001 годом, почти десятикратно - со 100 до 986 рублей, а среднемесячный размер выплат на каждого льготника – с 36 до 603 рублей. Анализ соотношения размера компенсаций и средней стоимости жилищно-коммунальных услуг показал, что в 2001 году льготными выплатами компенсировалась практически пятая часть (19%) стоимости услуг, а предоставляемыми субсидиями - более половины (53%) их стоимости. В 2014 году доля компенсационных выплат в стоимости услуг составила по льготным категориям граждан почти 40%, а по малоимущим семьям, пользующимся субсидиями - 65%.

В 2001 году уровень погашения государством затрат предприятий ЖКХ на предоставление субсидий малоимущим семьям и социальной поддержки льготным категориям граждан составил около 67%. Переход на персонифицированные социальные счета обусловил быстрый рост уровня бюджетного возмещения расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг. С переходом на адресную систему социальной помощи бюджетное финансирование затрат её правообладателей на оплату жилых помещений и коммунальных услуг приобрело более стабильный характер и в 2014 году совокупный уровень возмещения увеличился практически на треть и достиг 99,5%.

 


Количество показов: 294

Возврат к списку