Вернуться к обычному виду

Экономика

14.10.2019

Об изменении порядка налогообложения имущества в связи с опубликованием ряда федеральных законов

Об изменении порядка налогообложения имущества в связи с опубликованием ряда федеральных законов

          Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике информирует об основных изменениях, внесенных Федеральными законами от 15.04.2019 №63-ФЗ и от 29.09.2019 №325-ФЗ в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, касающееся налогообложения имущественных налогов:

         1) Начиная с налогового периода 2020 г. отменена обязанность организаций по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогу и с 2021 года вводится обязанность организаций сообщать в налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в случае неполучения от налоговых органов сообщения об исчисленных суммах налогов.

            Начиная с налогового периода 2020 г. отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогу (данная мера призвана снизить административную нагрузку на организации).

         С 1 января 2021 г. Законом регламентирован следующий механизм взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

         Налоговые органы направляют налогоплательщикам-организациям (их

обособленным подразделениям) по месту нахождения транспортных средств и имущества сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога (далее - Сообщение).

         Сообщение составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа, включая сведения, полученные в соответствии со ст. 85 Кодекса от регистрирующих органов.

         Форма Сообщения утверждается ФНС России и должна включать сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговой ставке, сумме исчисленного налога.

         Сообщения передаются налогоплательщикам в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными

способами Сообщения направляются по почте заказным письмом или могут быть переданы руководителям организаций (их представителям) лично под расписку. В случае направления Сообщения по почте оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

         Налогоплательщик вправе в течение десяти дней со дня получения Сообщения (в том числе в случае несоответствия уплаченной суммы налога сумме налога, указанной в Сообщении, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие правовых оснований для освобождения от уплаты налога.

         О результатах рассмотрения пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика, а в случае, если по результатам рассмотрения пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в Сообщении, изменилась, налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное Сообщение в течение десяти дней после его составления.

         Если по результатам рассмотрения пояснений и (или) документов либо при их отсутствии сумма исчисленного налога в Сообщении превысит сумму уплаченного налога налоговый орган выявляет недоимку и приступает к её взысканию в общеустановленном порядке (ст. 70 Кодекса).

         С 1 января 2020 г. для налогоплательщиков-организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по транспортному и земельному налогу. Форма заявления о предоставлении налоговой льготы налогоплательщиками-организациями, порядок её заполнения и формат представления в электронной форме утверждаются приказом ФНС России.

         Статья 23 дополнена пунктом 22, которым определена обязанность для

налогоплательщиков-организаций направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

         Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных

средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

         Сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в

налоговый орган в случае, если организации было передано (направлено) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении этого объекта или если организация представляла в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу в отношении соответствующего объекта налогообложения.

         2). В Налоговом кодексе для налогоплательщиков-организаций установлен единый порядок уплаты транспортного и земельного налога:

Для организаций установлен срок уплаты налога - не позднее 1 марта года,

следующего за истекшим налоговым периодом, авансовых платежей - не позднее

последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

         3). По транспортному налогу уточнена налоговая база:

- в пункте 1 статьи 361 Кодекса: вместо показателя «с каждой регистровой

тонны валовой вместимости» установлен показатель «с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности».

- в пункте 2 статьи 358 Кодекса исключен подпункт «весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью о не свыше 5 лошадиных сил».

         Таким образом, в соответствии с федеральным законом от 15.04.2019 №63-ФЗ моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил с 01.01.2020 становятся объектами налогообложения и будут облагаться транспортным налогом в случае регистрации факта владения государственным регистрирующим органом.

         4). Конкретизируется объект налогообложения налогом на имущество

организаций:

         Пункт 1 статье 374 изложен в новой редакции: объектами налогообложения признаются:

         1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с ПУНКТОМ 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378 настоящего Кодекса.

         В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие

деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;

         2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской

Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378 настоящего Кодекса.»

         5). Пункт 1статьи 380 Кодекса предусматривает установление законами субъектов Российской Федерации в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговых ставок в размере, не превышающих 2 процента.

         6). В статью 378 Налогового кодекса РФ внесены следующие изменения:

- расширен перечень объектов недвижимого имущества, признаваемые

объектами налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая - с 01.01.2020 года пункт 4 содержит общее понятие «иные объекты»;

Субъект РФ вправе установить по категории «иные» отдельные виды объектов налогообложения и дифференцировать ставки налога - пункт 12 статьи 378 дополнен подпунктом 2, в соответствии с которым в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества не определена, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются от среднегодовой стоимости.

         7) С налогового периода 2020 г. Законом отменена обязанность по

представлению налогоплательщиками-организациями налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, а так же введены положения о возможности представления единой налоговой отчетности по налогу.

         Так, согласно п. 11 ст. 386 Кодекса (в редакции Закона) налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

         Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется рассматриваемый порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

         Форма уведомления о порядке представления налоговой декларации в

налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации утверждается ФНС России.

Такой способ представления «единой» налоговой отчетности не применяется в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

         8) По земельному налогу с налогового периода 2020 года:

- статьей 394 Кодекса установлена налоговая ставка в размере, не превышающей 0,3 %, в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности.

- пунктом 18 статьи 396 Кодекса введена обязанность для органов,

осуществляющих государственный земельный надзор:

         В течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

         При установлении органом, осуществляющим государственный земельный надзор, факта устранения указанного нарушения либо при отмене указанного предписания сведения об установлении такого факта либо об отмене такого предписания в течение десяти дней представляются в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

         Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

         Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

         9). В статье 85 як РФ пунктом 94 определена обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации сообщать в Федеральную налоговую службу сведения:

- о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, а также об изменениях указанных сведений в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации (снятия с регистрационного учета) или изменения указанных сведений;

- о лицах, в отношении которых органами Пенсионного фонда Российской Федерации приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

         Данные сведения будут использоваться налоговыми органами РФ для

предоставления налоговых вычетов и льгот в беззаявительном порядке (проактивный» порядок предоставления льгот).

         10). Налоговым Кодексом РФ (п.19 статьи 396) определена обязанность уполномоченного высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящееся в его ведении учреждение, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

         Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

         Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящимся в его ведении учреждением, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

         11). Возможность представления физическими лицами в налоговые

органы и получения И3 налоговых органов документов через МФЦ:

         Статья 21 дополнена пунктом 11, В соответствии с которым налогоплательщики

- физические лица вправе представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, регулируемые законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

         При представлении налогоплательщиком - физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через МФЦ днем их представления считается дата их приема МФЦ. При этом налогоплательщику - физическому лицу МФЦ выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений);

         В статье 31 пункт 4 дополнен нормой, что в случае направления документа налоговым органом через МФЦ датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа МФЦ.

         Передача налоговым органом физическому лицу документов, содержащих сведения о нем, составляющие налоговую тайну, на бумажном носителе через МФЦ осуществляется при наличии письменного согласия на это указанного физического лица, которое может быть выражено им в документе (сведениях), представляемых в налоговый орган через МФЦ.

         12). «Проактивный» порядок предоставления налоговой льготы

физическим лицам.

         В случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами.

         13). Налоговый орган по истечении 30 дней со дня получения Заявления о предоставлении налоговой льготы обязан известить о результатах рассмотрения.

         По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

         В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

 


Возврат к списку