Вернуться к обычному виду

Гербер-2020. Стильно. Модно. Этнично.


Гербер-2020. Стильно. Модно. Этнично. 21.01.2020

Согласно исследованиям удмуртского историка-этнографа Серафимы Христофоровны Лебедевой, описанным в книге «Удмуртская народная одежда» (Ижевск, Удмуртия, 2008г.), традиционное вавожское платье относится к калмезскому костюмному комплексу. Территория распространения Кильмезский, Унинский, частично Малмыжский, Вятско-Полянский районы Кировской области, Селтинский, Сюмсинский, Увинский, Вавожский, частично Можгинский, Кизнерский районы Удмуртской Республики – бывшая территория Малмыжского, частично Глазовского уездов Вятской губернии.

Одежда калмезских женщин делилась на зимнюю и летнюю. Летнее платье шилось из белой льняной домотканины туникообразного покроя, с планкой на груди (на кокетке), с щелевидным шейным вырезом и грудным разрезом справа (муресазь кырет), отрезное по талии. Грудная планка и линия талии были присборены мелкой складкой. Рукава пришивались к основному полотнищу с треугольной ластовицей (кунул пуктэм). На грудной планке, в верхней части рукава - вышивка, выполненная в технике набора красным шёлком-сырцом с небольшим добавлением жёлтого, красного и синего цветов, которая несла смысл и оберег своего воршуда. Концы рукавов из домотканины с розетками браного ткачества (пуктэм саес дур). К подолу пришиваются узкие полосы с орнаментами и небольшая оборка (10 см).

Поверх платья фартук. Праздничный фартук носили без грудки. В начале 20 века были уже распространены фартуки из яркого ситца красных тонов. К его подолу пришивали яркую тесьму, полосы тонкого сукна и вязаное кружево, распространена также была вышивка, выполненная в технике шитье по выдергу (мережка). Узор на такой вышивке геометрический – ромбовидные фигуры, восьмилучевые розетки, треугольники, геометризованные изображения цветов. Такая техника вышивки была очень характерна для местных мастериц.

Дополняли одежду украшения: нагрудное (гадьвесь, чыртывесь, жильы), шейное (чыртыэгес), чересплечное (бутьмар), на руке – мелкие красные бусы (суйвесь).

Зимнее платье шили из клетчатой домотканины красных тонов такого же фасона, что и летнее платье. Рукава, грудь его обшиваются кумачом или красным цветастым ситцем. На плече, по шву рукава нашивки из разноцветной тесьмы, позумента, лент- «суйвук», говорящие о социальном статусе и достатке владелицы. Все элементы удмуртского платья имели сакральное значение и выполняли для женщины роль оберега и своеобразного культурного шрифта, который мог многое рассказать о своей хозяйке.

Испокон веков удмуртское платье символизировало принадлежность женщины-удмуртки к древнему роду, ее благополучие, семейное счастье, трудолюбие и терпение. Но и сегодня оно может смело конкурировать с высокой модой, недаром в своих коллекциях удмуртские дизайнеры- Дарали Лели, Татьяна Москвина, Надежда Касаткина, Валентина Юферева- используют элементы национального костюма: узоры, цвета, способ кроя и украшения. Так почему бы и вавожскому платью не занять достойное место на Уе-Докъинском подиуме.

Хочется надеяться, что этнические мотивы традиционного вавожского платья найдут отражение в нарядах местных модниц, чтобы стать украшением и еще одной «изюминкой» предстоящего праздника.

Узнать больше о традиционном удмуртском костюме, можно в библиотеке, обратив свое внимание на тематическую экспозицию «Связующая нить времен».

Вавожская центральная районная библиотека.




Возврат к списку