Вернуться к обычному виду

Особенности деятельности «финансовых пирамид»


Особенности деятельности «финансовых пирамид» 07.11.2019

В действующем российском законодательстве с учетом положений статьи 14.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 172.2 Уголовного кодекса Российской Федерации к числу «финансовых пирамид» можно отнести организации, осуществляющие деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества.

Кроме того, под «финансовой пирамидой» рекомендуется также понимать мошенничество, незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, любое другое преступление, связанное с хищением денежных средств у населения путем обещания:

-   имущественной выгоды, получаемой исключительно за счет привлечения денежных средств от иных лиц;

-   имущественной выгоды от инвестиций в финансовые или материальные активы, или проекты, заведомо неспособные обеспечить обещанную имущественную выгоду;

-   имущественной выгоды от инвестиций в финансовые или материальные активы, или проекты, без намерения их осуществления.

Как показывает практика, деятельность «финансовых пирамид» в Российской Федерации чаще всего организуется на базе или с использованием:

- нефинансовых организаций, в том числе обществ с ограниченной ответственностью и иностранных организаций, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях;

- не кредитных финансовых организаций, в том числе кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микро финансовых организаций, ломбардов;

-   иных форм организации, в том числе публичных проектов.

Под публичным проектом при этом понимается распространяемая в любой форме с помощью любых средств передачи данных информация о юридически неоформленной деятельности по привлечению денежных средств населения на условиях обещания получения дохода.

Банк России выделяет пять основных видов «финансовых пирамид», действующих в настоящее время на территории Российской Федерации:

1. Проекты, не скрывающие, что они являются «финансовыми пирамидами». Как правило, такие проекты строятся на принципах сетевого маркетинга, когда доход участника формируется за счет вложений новых привлекаемых им участников. На сайтах таких «финансовых пирамид» довольно логично и убедительно раскрывается механизм таких проектов. Основным аргументом организаторов является развитие российского и мирового Интернет-пространства, которое, по расчетам организаторов «финансовых пирамид», должно позволить еще долгие годы привлекать новых участников и тем самым зарабатывать деньги. Классическим примером такого рода «финансовых пирамид» является проект «МММ».

2. «Финансовые пирамиды», позиционирующие себя как альтернатива потребительскому и ипотечному кредиту. Такие структуры рассчитаны на заемщиков, которым отказали другие финансовые учреждения. Клиентам предлагаются различные программы, в том числе на приобретение автомобилей, квартир, земельных участков и тому подобное. Обычно проценты но таким займам существенно ниже банковских ставок по кредиту. При этом привлечение денежных средств от населения осуществляется в виде первоначальных взносов по оплате займов, составляющих обычно от 5 до 20% общей суммы.

3. Различного рода проекты, работающие под видом микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и ломбардов. Чаще всего такие организации привлекают денежные средства от населения в виде займов или путем продажи им различных векселей с целью дальнейшей выдачи займов своим клиентам под более высокий процент. Такие проекты могут существовать в виде виртуальных бирж, обеспечивающих взаимодействие лиц, желающих взять и дать займы.

4. «Финансовые пирамиды», предлагающие услуги по рефинансированию и (или) со финансированию кредиторской задолженности физических лиц перед банками и микро финансовыми организациями. Схема деятельности данной «финансовой пирамиды» заключается в том, что клиент передает компании денежные средства, составляющие в среднем около 30% суммы взятого им ранее в финансовой организации кредита или займа, а компания обязуется уплатить банку и пи микро финансовой организации всю сумму обязательств клиента.

Данный вид «финансовой пирамиды» является особо опасным, так как при ее крушении наносится ущерб не только населению, но и финансовым организациям, выдавшим кредиты и займы.

5. Разновидностью «финансовых пирамид» является деятельность псевдо профессиональных участников финансового рынка, активно рекламирующих свои услуги по организации торговли на рынке Форекс.

 

Перечень внешних признаков «финансовой пирамиды».

Внешние признаки «финансовой пирамиды» - это внешнее проявление действий, осуществляемых соответствующими организацией, физическим лицом или публичным проектом. Ориентировочный открытый список ключевых внешних признаков «финансовой пирамиды» выглядит следующим образом:

1. Массированная реклама в СМИ, Интернет, в том числе в социальных сетях, с обещанием высокой доходности.

2. Организация бизнеса на принципах сетевого маркетинга (multilevel marketing, MLM), когда доход участника (инвестора/вкладчика) формируется за счет инвестиций (вложений) новых привлекаемых им участников.

3. Нет точного определения предмета деятельности организации, физического лица или публичного проекта (заявление об уникальной деятельности).

4. Наличие предварительных (специальных) взносов для последующего участия в деятельности организации или проекта.

5. Публичное обещание высокой доходности, значительно превышающей рыночной уровень (в частности, свыше 30% годовых, или свыше 2,5% в месяц).

6. Использование в наименовании, символике, рекламных объявлениях слов и словосочетаний или символики, делающих их похожими на известные компании, бренды (банки, микро финансовые организации).

7. Неспособность организации, физического лица или публичного проекта подтвердить свою деятельность (направления размещения привлеченных средства, информацию об их размещении). Очень часто «финансовые пирамиды» заявляют о том, что они ведут свою деятельность в сферах, которые ассоциируются с высокой доходностью: нефтедобыча, золотодобыча, строительство, микро финансовая деятельность, рынок Forex.

8. Привлечение денежных средств от населения в различного рода программы, в том числе на приобретение автомобилей, квартир, земельных участков, товаров народного потребления и тому подобное, выступающие в качестве альтернативы банковскому кредиту.

9. Основанием для привлечения денежных средств от населения выступает договор займа или уникальный договор, не имеющий широкого распространения в финансово- хозяйственной практике, например, договор финансирования или договор целевого финансирования.

10. Договор сформулирован таким образом, что у организации, физического лица или публичного проекта отсутствуют какие-либо обязательства перед инвестором (вкладчиком) денежных средств.

11. Договор сформулирован таким образом, что возврат инвестором (вкладчиком) денежных средств становится невозможным даже в случае прекращения договорных отношений и невыполнения обязательств со стороны организации, физического лица или публичного проекта.

12.Интернет-сайт является некачественным (дешевым), очень часто размещен на бесплатных (дешевых) хостинговых центрах.

13. Домен Интернет-сайта указывает на его принадлежность к иностранной юрисдикции, при этом информация содержится только на русском языке.

14. Отсутствие на Интернет-сайте публикации учредительных документов, если «финансовая пирамида» организована в форме юридического лица.

15. Отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации (отчетов, балансов и тому подобное).

16.   Анонимность - отсутствие конкретной информации об учредителях и руководителях организации или проекта (фамилия, имя, отчество, биография).

17. Отсутствие информации о собственных основных средствах, а также ином имуществе организации.

18.   Регистрация организации в оффшорной юрисдикции (Белиз, Республика Панама, Республика Сейшельские Острова и тому подобное), если «финансовая пирамида» организована в форме юридического лица.

19. Отсутствие публичного офиса или наличие исключительно номинального офиса, например, по месту регистрации юридического лица или месту проживания физического лица.

20. Организация - «финансовая пирамида» (ее Интернет-сайт) зарегистрирована за несколько месяцев до начала активной деятельности по привлечению денежных средств, имеет минимальный уставный капитал, единственного учредителя и руководителя или учредителя и руководителя, являющего массовым (подставным) учредителем юридических лиц.

21. Отсутствие лицензии ФКЦБ (ФСФР) России или Банка России на осуществление деятельности по привлечению денежных средств или иной лицензии.

Наличие информации о страховании вложений (инвестиций) физических лиц, аналогичном банковской системе страхования вкладов.




Возврат к списку